АРМИНФОЦЕНТР: Сегодня
день выдался на редкость удачным: заранее намеченный маршрут пришлось отменить,
но это меня ничуть не огорчило так как новый был не менее интересен. Я
была в предвкушении знакомства с потрясающей
амшенкой. О
ней я была наслышана ранее и мне не терпелось познакомиться лично, так как она
представляла большой интерес для меня. (Предыдущую часть - 3 см. здесь)
На
пороге большого красивого дома стояла статная пожилая амшенская армянка.
Благородная седина, ясные голубые глаза, прямая осанка – в её-то годы, и
пронизывающийся насквозь взгляд, выдавали в ней представительницу благородных
кровей той еще эпохи.
Увидев,
как я поднимаюсь в дом, она словно отсканировала меня с головы до ног, но по её
улыбке я поняла, результатом «исследования» она довольна, потому что сказала: «Ари, ари, мдек дунэ».
Я
была счастлива, что расположила к себе потрясающе интересного собеседника.
Пока
кузина хлопотала на кухне, я решила время даром не терять и пообщаться с
хозяйкой – главой этого дома (оджаха) Зайтар Никогосовной Демерчян.
Говорили
мы с ней долго, почти до следующего утра, с небольшими перерывами на обед и
ужин.
Оторваться
от нее было просто невозможно, настолько интересно она рассказывала о себе, об
истории свой семьи, своих корнях, о времени в котором она жила.
Она
говорила, говорила, а перед моими глазами калейдоскопом вращались сцены жизни
ее деда, отца, ее самой, как в ретро документальном фильме прошлого столетия,
только пленка не черно-белая, а цветная.
На
мою просьбу немного отдохнуть, она неожиданно прервалась и говорит мне: «Все
думают, что я старая, но я этого не ощущаю внутри. В душе я молодая».
«Семья
моего деда жила там же, где испокон веков жили предки наших амшенских армян.
Эти земли захватили турки и находятся на другом берегу Черного моря», начала
она свой рассказ.
«Деда
моего звали Эхия Демерчян. У него было три сына и жена по имени Зайтар.
Старшего сына звали Никогос, среднего Геворк, а младшего Зорик.
У
Никогоса была семья – жена Анна и две маленькие дочки.
Когда
пошел слух, что турки начнут резню, дед отправил старшего сына в Россию, чтобы
тот обосновался там, а после забрал остальных».
Интересно,
что тогда люди вынуждены были добирались до противоположного берега Черного
моря на маленьких лодках, которые двигались благодаря морскому течению и
попутному ветру.
«На
такой же лодке поплыл и мой отец, оставив свою семью дома», - продолжила свой
рассказ бабушка Зайтар.
Он
поехал в Россию, чтобы найти дядю, брата отца, который уехал туда несколькими
годами ранее, рассчитывая на его помощь в поисках работы и жилья. После всех
перипетий и приключений на пути следования, Никогос нашёл его в
Абхазии в селе Троицкое (сейчас село Казарма), где и устроился на работу.
К
этому времени ситуация на исторической Родине обострилась до такой степени, что
оставаться в Турции было опасно. Эхия пишет письмо своему сыну, чтобы тот
поторопился и скорее забрал семью, но Никогос не успел спасти их, так как все
дороги уже были перекрыты турками. Власти Османской империи начали
полномасштабную операцию по уничтожению коренного армянского населения.
В
селе Джэник турки завели всех армян, в том числе семью Демерчян, в огромный
сарай, в котором хранилось сено. Армянам было приказано переложить сено ровными
рядами, а самим встать между ними. Когда
все было приготовлено и люди стали рядами, сарай подожгли. Не щадили ни женщин,
ни детей, ни стариков, а вырвавшихся просто расстреливали стоявшие вокруг сарая
турецкие солдаты.
Об
этих трагических событиях в селе Джэник спустя много лет рассказал свидетель
этой трагедии - бывший житель села Джэник - Ованес, которому все-таки удалось
спастись от резни, и нашедший свою новую Родину в Советской России.
Но
не будем забегать вперед.
Дети Анны девочки - погодки 3-х и 2-х лет умерли друг за другом, почти сразу после
отъезда Никогоса. В это время свирепствовал тиф и дети, обычно, становились
первыми его жертвами. Истерзанная душой и телом выжившая Анна, однажды на городской площади, случайно
встречает очень знакомое лицо. Присмотревшись, она узнает бывшего
односельчанина и друга семьи Ованеса. На её вопрос, как ему удалось спастись и остаться
в живых, тот рассказал, что когда всех сельчан турки погнали к сараю, ему
удалось спрятаться. Он видел все своими глазами, и дождавшись когда уйдут
турки, подался в горы. Жил в пещере несколько лет, питаясь, чем придется. Но
когда немного улеглось, резня остановилась, он спустился в город и решил во что
бы то ни стало добраться до России. У него там были родственники.
Анна
взмолилась, чтобы тот взял её с собой. Ованес согласился, но при условии, если
она выйдет за него замуж. При этом он напомнил ей, что её муж тоже живет там и
возможно, увидев, захочет вернуть её. Она ответила, что в чудеса не верит, и
наверняка, он уже женился на другой и
обзавелся новой семьей - успокоила она
его. Он согласился с ней, и им удалось покинуть берега Родины, превращенный
турками в ад.
Ованес и Анна добрались до своих
родных и поженились…».
Рассказ Зайтар Никогосовны Демерчян
о массовых убийствах амшенских армян в селе Джэник Западной Армении является убедительным
подтверждением совершенного властями Османской Турции геноцида в отношении коренного армянского народа на
территории Западной Армении в 1915-1923 гг. Эти ужасные исторические факты
являются документальными свидетельствами очевидцев, которые требуют
справедливого осуждения со стороны Международного трибунала, как преступление
против человечности.
Ростов-на-Дону
– Сочи – Абхазия
Продолжение следует…
Саида
Оганян, этнограф Фото из семейного альбома Зайтар Демерчян и Фото свидетельства геноцида армян в Западной Армении - беженцы и жертвы
|